Абсолютизм, парламентаризм — изучение истории борьбы народов за свою свободу

Абсолютизм, парламентаризм - изучение истории борьбы народов за свою свободуАбсолютизм, парламентаризм — изучение истории борьбы народов за свою свободу

История в седьмом классе существенно усложняется. Школьники концентрируются не только на изучении фактического материала, но и стараются уяснить общие закономерности исторического процесса, выявлять взаимосвязь между событиями, происходящими в разных странах. На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, хронологические рамки курса — XVI-XVII века. За это время дети изучают: Историю России, Новую историю и историю родного края в вышеозначенный период.

История России в XVI-XVII века

История России седьмого класса одна из самых интересных, поскольку сконцентрирована на изучении правления тех государей, которые оказали наиболее значительное влияние на историю нашей страны: Иван Грозный, Петр I, Екатерина Великая. Условно весь курс отечественной истории в этом классе можно разделить на блоки:

  1. Царствование Ивана Грозного,
  2. Смута,
  3. «Бунташный век»,
  4. Петровская эпоха,
  5. Дворцовые перевороты,
  6. Царствование Екатерины Великой.

Начинает курс эпоха Ивана IV Васильевича. Здесь дети узнают о детстве и личности Ивана Грозного, о том как раннее сиротство, боярское правление и его воспитание повлияли на образ мысли и характер первого русского царя. Следующий урок посвящен началу правления Ивана Грозного, проведению реформ с помощью приближенного круга Избранной Рады. Второй этап его правления, под названием «опричнина» принес стране много бед и стал причиной столь «грозного» прозвища царя. Завершает изучение правления, проводимая им внешняя политика: присоединение к России Казанского и Астраханского ханств, начало освоения Сибири и затянувшаяся Ливонская война.

Следом за изучением правления Ивана Грозного идет знакомство с очень трагичным для нашей страны периодом — Смутным временем. В этот период во многом решалась судьба нашего Отечества, и только лишь народное единение и совместная борьба за свободу и честную власть положили конец Смуте. Здесь школьники знакомятся с такими личностями, как; Борис Годунов, Григорий Отрепьев (Лжедмитрий I), Лжедмитрий II, Василий Шуйский, Дмитрий Пожарский, Кузьма Минин. Узнают о подвиге Ивана Сусанина и о спасении им молодого русского царя, родоначальника новой царской династии — Михаила Федоровича Романова.

Окончание Смуты поставило перед страной новые задачи: преодолеть экономическую разруху, установить прочную власть, вернуть назад утраченные в ходе Смуты земли. Решение этих задач требовало значительной концентрации материальных ресурсов, тяготы этого процесса традиционно ложились на плечи народа и, наверное, поэтому в стране в это время было много народных восстаний: Медный и Соляной бунт, восстание Степана Разина. Знакомясь с правлением первых двух царей из династии Романовых — Михаила Федоровича и Алексей Михайловича, дети узнают об окончательном закрепощении крестьян и прикреплении их к земле, этот указ был закреплен в Соборном уложении 1649 года. К важным событиям этой эпохи можно отнести церковную реформу патриарха Никона, которая привела не только к унификации церковных обрядов, но и появлению старообрядцев. Они не приняли исправленную веру и отстаивали свое право верить по-прежнему, в том числе и с оружием в руках. Речь идет о Соловецком восстании 1668-1676 годов. Кроме этого дети узнают о: восстании украинских казаков под руководством Б. Хмельницкого, Переяславской раде, а также о ходе и последствиях русско-польской и русско – шведской войн.

Правление Петра I требует внимательного и подробного изучения, поскольку именно его преобразования заложили основы новой России, причем во многом насильственно. Последствия петровских реформ во многом противоречивы, они несли с собой не только прогресс страны, но и огромные страдания народа. Поэтому на данном историческом примере школьники пытаются сформулировать собственное мнение об ответственности правителя за судьбы народов, ответить на вопрос: допустимы ли любые жертвы ради достижения общей благой цели?

Начинается изучение петровской эпохи с личности царя, особенностей его воспитания, ранних увлечений, обстоятельств восшествия на престол и долгого пути к единовластию. Затем рассматривается знаменитое Великое посольство Петра I, его путешествие за границу для перенятия передового опыта. Особое внимание уделяется его реформам: военной, экономической, государственного управления, областной, судебной, церковной, образовательной, трансформациям в области культуры, насильственному изменению образа жизни высших сословий. Кто не знает о том, как Петр I рубил боярам бороды, обрезал длиннополые боярские кафтаны? Однако последствия его реформ куда более значительны, чем придание облику знати цивилизованного вида. Изучается внешняя политика Петра, главным образом Северная война 1701-1721 годов: Нарвская конфузия, основание Санкт-Петербурга, Полтавская битва, сражение у мыса Гангут и острова Гренгам, подписание Ништадского мира, закрепившего за нами выход к Балтийскому морю.

Следом за царствованием Петра начинается эпоха «дворцовых переворотов». Дети узнают о причинах частой смены правителей, особенностях правления Анны Иоановны, Елизаветы Петровны, о том, какое влияние при дворе имели царские фавориты, обстоятельствах прихода к власти Екатерины Великой. Школьники знакомятся с такими событиями, как: Семилетняя война, основание МГУ, реорганизация высших органов власти, издание Манифеста о вольности дворянства, законодательно закрепившие дворянское сословие как самое привилегированное.

Завершает изучение отечественной истории правление Екатерины Великой. Сначала семиклассники знакомятся с личностью императрицы, особенностями ее мировоззрения, обстоятельствами вступления на престол (свержение и убийство своего мужа императора Петра III). Вслед за этим узнают о попытках ее демократических преобразований — созыве Уложенной комиссии и роспуске последней после начала русско-турецкой войны. Внимания заслуживают и реформы Екатерины: секуляризация церковных земель, губернская реформа, издание Жалованных грамот городам и дворянству. Но особенно, конечно, выделяется, проводимая Екатериной Великой внешняя политика, поскольку успехи ее общепризнанны. Во время ее правления прошли две русско-турецкие войны, позволившие овладеть выходом к Черному морю и включить в свой состав Крымское ханство. Подобные успехи были бы невозможны без замечательных военачальников: А. В. Суворова и Ф. Ф. Ушакова. Помимо этого между Россией, Австрией и Пруссией в ходе трех договоров была разделена территория Речи Посполитой, благодаря чему в состав Российской империи вошли огромные территории. При императрице в стране усиливается крепостной гнет, степень эксплуатации крестьян доходит до критической точки, поэтому восстание под предводительством Емельяна Пугачева получило столь широкий размах и большую народную поддержку. Завершает изучение блока рассмотрение правления Павла I и культурных достижений страны в означенный период. А они были немалыми: было сделано много научных открытий благодаря деятельности таких ученых, как: М.В.Ломоносов, Д. Бернулли, Г. В. Рихман, М. И. Шеин. Были совершены географические открытия — имя Витуса Беринга навечно останется на мировой карте. Великолепная архитектура екатерининской эпохи превратила Петербург в один из самых красивых городов мира. Литература, живопись, музыка, скульптура, театр — достижения в этих областях внесли большой вклад в развитие русской культуры.

История Нового времени.

Изучение истории Нового времени начинается с Великих географических открытий, благодаря которыми старые представления о мире сменились более достоверными знаниями, изменились торговые пути, было положено начало созданию первых колониальных империй. Затем уделяется время изучению процессов складывания абсолютистских государств в Европе, когда власть монархов становится столь велика, что они имеют силы вступить в конфликт с церковью. Параллельно с абсолютизмом в Европе начинает складываться новый тип экономических отношений — капитализм, то есть производство не для потребления, а для продажи. Дети узнают о том, как развивалась мировая торговля, появлялись первые биржи и банки, мануфактурное производство. Новые общественные, экономические и политические явления не могли не отразится на образе жизни жителей европейских государств. Ученики знакомятся с тем, какие изменения произошли в сословной структуре общества, с особенностями существования горожан и крестьян.

Особое внимание отводится изучению культуры эпохи Возрождения: писатели Э.Роттердамский, Т.Мор, Франсуа Рабле, У.Шекспир, М.Сервантес и его знаменитый «Дон Кихот»; художники Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти; ученые Н.Коперник, Д.Бруно, Г.Галилей, И.Ньютон, Фрэнсис Бэкон, Рене Декарт — мало кто не знает этих поистине великих людей.

Чуть позже будет блок тем, посвященных культуре Просвещения. В ходе ее изучения школьники познакомятся с деятельностью и творчеством Джона Локка, Шарля де Монтескье, Вольтера, Жан-Жака Руссо, Дени Дидро, Адама Смита. Помимо мыслителей изучается творчество писателей: Даниэля Дефо, Джонатана Свифт, Бомарше, Фридриха Шиллер, Иоганна Гете; музыкантов И.С. Баха, В.А.Моцарта, Бетховена.

Завершив знакомство с культурой Возрождения школьники приступают к изучению событий, оказавших колоссальное влияние на мировую историю — Реформации. В результате Реформации и последовавшей Контрреформации (движение власти против сторонников обновления христианства) наступил конец единству католической церкви, появляется протестантизм. Таким образом, закончив изучение первого раздела, дети узнают о том, как происходит разложение традиционного общества и появлялись черты общества современного.

Следующие разделы знакомят учеников с освободительной борьбой различных народов:

— борьба Нидерландов против испанского владычества,

— революция в Англии,

— Тридцатилетняя война,

— война за независимость США от Англии,

— Великая Французская революция.

В ходе изучения этих событий дети познакомятся с выдающимися людьми своей эпохи: герцог Альба, Оливер Кромвель, Бенджамин Франклин, Томас Джефферсон, Джордж Вашингтон, Максимильен Робеспьер, Жан Поль Марат, Жорж Дантон, Наполеон Бонапарт.

Завершает изучение курса знакомство с историей стран Востока: империя Великих Моголов в Индии, деспотия в Китае во времена правления сегунов из семьи Токугава, закрытие Китая и Японии от проникновения в нее европейцев, стремление сохранить свои традиции и порядки.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *