«Долгий XIX век» — история 8-го класса

Долгий XIX век

История 8 класса полностью посвящена изучению XIX века. Это касается и истории России, и истории родного края, и всемирной истории (в 8 классе курс по всемирной истории называется — новая история). На весь учебный курс выделяется 70 часов в год, то есть 2 урока в неделю.

Этот век получил название «долгого» благодаря английскому историку Эрику Хобсбауму. Согласно его концепции, «долгий XIX век» длится 125 лет, с 1789 года (начало Великой Французской революции) до 1914 года (начало Первой мировой войны). Главной отличительной чертой этой эпохи стало доминирование во всем мире империалистических стран. Конец же периода ознаменован распадом главных империалистических держав — Российской, Германской, Османской и Австро-Венгерской империи.

История Российской империи XIX век.

Курс истории XIX века имеет большое значение для формирования исторических знаний учащихся, поскольку в его рамках дети знакомятся с истоками современной мировой политики, расцветом капиталистической эпохи. Ученики узнают о характерных чертах развития российского общества, о предпосылках революционных потрясений начала XX века.

Хронологически весь изучаемый курс можно разделить на четыре периода, критерием для их выделения выступает время правления российских императоров: Александр I (1801-1825гг.), Николай I (1825-1855гг.), Александр II (1855-1881гг.), Александр III (1881-1894гг.). Некоторые курсы включают также время правления последнего российского императора — Николая II (1894-1917гг.).

Правление Александра I.

На правление императора Александра I приходится много важных, значимых для истории страны событий. Первый урок посвящен характеристике социально-экономического положения России на начало века. Затем изучается личность императора, его воспитание, начало правления: Негласный комитет, первые попытки либеральных преобразований, министерская реформа. Также ученики знакомятся с известной личностью той поры — М.М.Сперанским, его деятельностью при дворе и проектом либеральных преобразований. Такое внимание он заслужил тем, что будучи выходцем из низов, сумел возглавить реформаторскую деятельность в стране и даже сам Наполеон предлагал императору обменять Сперанского на одно из его королевств. Следом дети переходят к изучению общественной мысли, взглядов славянофилов и западников на судьбу России и возможных путях ее преобразования.

Большое внимание при изучении уделяется внешней политике Александра. Ее главным направлением на тот момент являлось участие России в деятельности антифранцузских коалиций и, последовавшая за этим война с наполеоновской Францией, вошедшая в историю, как Отечественная война 1812 года. При изучении этой героической страницы нашей истории школьники узнают о таких знаменитых событиях, как: Бородинская битва, совещание в Филях, сожжение Москвы, Тарутинский маневр и конечно же, героях войны: М.И. Кутузове, Д.С.Дохтурове, А.П.Ермолове и многих других.

Отдельного внимания заслуживают события, произошедшие между царствованием Александра I и Николая I — восстание декабристов. Ученики знакомятся с причинами мятежа, ходом событий, последствиями несостоявшегося переворота.

Правление Николая I

После неудавшегося восстания декабристов император изменил внутриполитический курс в сторону его ужесточения и начинается борьба с революционными настроениями. Дети изучают основные события его правления: кодификация законодательства, попытки решения крестьянского вопроса, реформы Киселёва, а также начавшийся в стране промышленный переворот. Внешняя политика Николая I заключается в ведении активных войн на восточном направлении. Это Кавказская война, русско-иранская и русско-турецкие войны, Крымская война. При Николае Первом продолжает развиваться общественная мысль, в частности появляется теория «официальной народности» и теория общинного социализма Герцена. Завершает изучение раздела знакомство с культурными достижениями страны: открытиями в разных областях научных знаний, географическими экспедициями, а также золотым веком русской литературы, его писателями и их произведениями.

Правление Александра II

Знакомство с историей России во второй половине XIX века начинается с правления Александра II. Личность императора заслуживает особого внимания благодаря проведенному курсу реформ, главной из которых стала отмена крепостного права. Помимо крестьянской реформы император осуществил преобразования в области судебной деятельности, провел военную, образовательную, земскую и городскую реформу. Дети останавливаются на изучении развития общественной мысли того периода, поскольку проводимый в стране либеральный курс позволил появиться многим общественно-политическим течениям, а именно: «Земля и Воля», революционное народничество, Народная воля. Размах революционных настроений привел к росту террористических актов, нередко объектом покушения террористов являлся сам император. Так на него было совершено 8 покушений, последнее из которых стало роковым. Затем школьники проходят внешнюю политику Александра II, при нем завершается Кавказская война, очередная русско — турецкая война и происходит легендарная продажа Аляски.

Правление Александра III

Правление императора Александра III было недолгим и вошло в историю как время контрреформ. Дети узнают о том, что размах революционного настроения в правление Александра II приводит к ужесточению внутриполитического курса во время правления его сына. Под покровительством Лорис-Меликова император значительно урезает те либеральные вольности, которые были введены при его отце. Внешняя политика Александра III концентрируется на европейском и азиатском направлении. В частности происходит ослабление российского влияния на Балканах, сближение России и Франции для противостояния возвышающейся Германии. Завершает изучение курса знакомство с развитием культуры в государстве. Дети узнают о достижениях и проблемах в развитии образования, об открытиях, совершенных в области естественных, физико-математических и прикладных наук. Знакомятся со свершениями в литературе, живописи, архитектуре, музыке, театре и народном творчестве. Уделяется также внимание знакомству с бытом жителей страны, процессом урбанизации, различиями в образе жизни высших и низших сословий.

История Нового времени.

Изучение истории нового времени построено на первоначальном знакомстве с процессом становления индустриального общества. Затем дети переходят к изучению нового раздела, посвященному устройству Европы после свержения Наполеона и крушения его империи. Третий раздел изучает развитие стран Западной Европы в конце 19 века и события, происходящие в Америке. Завершает изучение курса характеристика развития стран Африки и Азии: Японии, Китая и Индии

Первый раздел «Становление индустриального общества» знакомит детей с индустриальной революцией в Европе, ставшая возможной благодаря техническим изобретениям и научным открытиям: появление токарного станка Генри Модсли, изобретение вращающейся печи для выплавки стали, строительство первых железных дорог в Англии, парохода во Франции, появление новых источников энергии и средств связи. Вслед за этим дети знакомятся с тем, как изменилась социальная структура общества: появлением новых сословий и классов, усилением миграционных процессов, расширением городов. Ученики узнают об изменении повседневной жизни людей, появлении трамваев, газет — как основного источника информации о происходящем в мире, автомобилей. Некоторое количество тем посвящено изучению развития культуры XIX века. В частности изучаются научные открытия, сделанные физиками Майклом Фарадеем, Джеймсом Максвеллом, Генрихом Герцем. Литературные достижения также заслуживает немалого внимания, поскольку эпоха прославлена именами Джорджа Байрона, Виктора Гюго, Оноре де Бальзака, Эмиля Золя. Импрессионисты Эдуард Мане, Клод Моне, Огюст Ренуар, Ван Гог, музыканты Франц Шуберт, Фредерик Шопен, Джузеппе Верди, Жорж Бизе — эти имена знакомы даже весьма далеким от музыки и живописи людям. Завершает изучение раздела развитие общественной мысли в XIX веке, анализируются идеи и взгляды либералов, консерваторов, социалистов.

Раздел «Строительство новой Европы» рассказывает ученикам о развитии ведущих государств после крушения империи Наполеона. Большое место отводится французской истории, ведь неслучайно эту страну называют «матерью всех революций». В описываемый период страна еще не раз погружалась в пучину революционного хаоса, народ не видел иного выхода в борьбе за свои права. Также ученики узнают о том, что революционные события во Франции в середине века всколыхнули всю Европу и породили явление, вошедшее в историю как «весна народов» — целая цепь революций по всей Европе. Вслед за этим дети изучают английскую историю и борьбу народа за демократические ценности, которая однако велась не с оружием в руках, а исключительно парламентскими методами. Этот метод оказался действенным, поскольку им удалось добиться расширения избирательных прав, улучшения положения рабочих, установить контроль парламента над деятельностью правительства. Заканчивает изучение раздела история Германии и Италии, а также франко-прусская война. В означенный период обе страны наконец завершили процесс национального объединения, в результате же франко-прусской войны произошло изменение европейской карты, и в таком виде Европа просуществовала до Первой мировой войны.

В ходе изучения третьего раздела ученики знакомятся с социально-экономическим и политическим развитием европейских стран в последней трети XIX века, а также американской историей. Последняя представляет немалый интерес, потому что именно в означенный период здесь происходят важные события, а именно — Гражданская война между Севером и Югом. Эта война положила конец рабству в Америке, оно было отменено на 2 года позже чем в России — в 1863 году. Помимо этого дети знакомятся с экономическим развитием Америки, условиями, позволившими ей войти в число передовых держав по уровню экономического развития.

Последний раздел, завершающий изучение курса Новой истории в 8 классе, рассказывает об истории азиатских и африканских государств. Школьники узнают о том, что наступивший век поставил их в тяжелые условия: усиление колониализма, давление Запада на все стороны общественной жизни, стремление сохранить национальные традиции — все это требовало встать на путь модернизации, что удалось только Японии.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *