Главные уроки истории в 10 классе

Главные уроки истории в 10 классе

Преподавание истории в общеобразовательной школе построено на концентрической системе. Эта система предопределяется, содержащейся в Конституции РФ, обязанностью получения девятилетнего образования. Исходя из этой нормы следует, что ученики обязаны получить за девять лет обучения всеобъемлющее представление об истории, начиная с древнейших времен и заканчивая сегодняшним днем. Следовательно, в 10 и 11 классе учащиеся начинают проходить исторический курс заново, с древнейших времен.

Преподавание истории в 10 классе построено на изучении истории России, родного края и всеобщей истории начиная с древнейших времен, с момента образования ранних государств до конца XIX века. Процесс преподавания истории России можно разделить на несколько условных периодов: Древнерусское государство, объединение Руси под властью Москвы, императорская Россия. Прохождение Всеобщей истории строится на изучении Древнего периода в мировой истории, средневековой эпохи и нового времени.

Российская история.

В курсе истории шестого класса ученики уже знакомились с процессом образования и развития Киевской Руси, поэтому в 10 классе фактологическому материалу уделяется меньше времени, большая его часть отводится восприятию исторического процесса во всей его сложности, многоплановости и многофакторности. Учителя стремятся показать предпосылки и характер древнерусской государственности. Особое внимание уделяется проблеме двух центров образования государства на Руси и важнейшей роли Новгородской земли в его формировании. Показывается роль первых князей в развитии государства, утверждении его влияния на международной арене.

В первом разделе школьники узнают об удельном периоде в развитии нашей страны: времени феодальной раздробленности и выделения новых политических центров (Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжество, Новгородская республика). Акцент при изучении делается на то, что этап раздробленности характерен для всех средневековых государств и не всегда влечет за собой упадок и разруху. Поскольку это время характеризуется расцветом региональных центров, а сама Русь становится, по мнению некоторых ученых, «феодальной федерацией». Заканчивает изучение раздела борьба Руси с внешней агрессией (татаро-монголы, шведы, крестоносцы) и потеря государством самостоятельности.

Следующий раздел посвящен изучению объединения Руси под властью Москвы. Учащиеся вспоминают основные вехи процесса объединения, причины возвышения княжества, деятельность московских князей по расширению и упрочению своей власти, борьбу страны против татаро-монгольского ига. Следующие уроки направлены на изучение правления царей Ивана III и Ивана Грозного. Правление перечисленных государей примечательно в силу тех изменений, которые они привнесли. При Иване III происходит завершение объединение государства, устанавливается окончательная независимость страны от Орды, предпринимается ряд мер по созданию централизованного управления. Иван Грозный провел в стране ряд значимых преобразований, многие из которых были перечеркнуты последовавшей за этим Опричниной. Также особая роль Ивана Грозного заключается в заложении основ русского самодержавия. Школьники изучают основные направления внешней политики в XV-XVII веках, ее достижения и неудачи. Особое место при изучении раздела отводится истории Смутного времени и его значении для государственного развития. Учащиеся понимают, что Смута стала проявлением глубокого социально-политического кризиса, совпавшего с голодом, разрухой, запустением центральной части русских земель в следствии правления Ивана Грозного и его преемников. Окончание же Смуты явилось следствием народного единения в самый тяжелый период времени, что продемонстрировало большие возможности народного самоуправления. Заканчивает изучение раздела социально-экономическое, внешне- и внутриполитическое развитие государства в XVII веке.

Последний раздел повествует о развитии страны при российских императорах (от правления Петра I до Александра III). Открывает изучение петровская модернизация России: заданный вектор развития, их итоги и последствия. Затем изучается социально-экономическое развитие России в XVIII веке, взаимоотношения власти и общества в 1725-1800 гг.: попытки ограничения самодержавной власти, превращение дворянства в господствующее сословие, развитие общественной мысли. XVIII век богат на социальные движения разных сословий и групп населения: городские восстания, национальные и религиозные движения, крестьянские и казачьи бунты. Учащиеся знакомятся с основными причинами народных восстаний, политикой властей по их предотвращению. Большое внимание уделяется изучению развития культуры, научным открытиям той поры, достижениям в области литературы, архитектуры, живописи.

Завершает программу российской истории рассмотрение основных процессов, характеризующих развитие страны в XIX веке. С помощью учителя дети узнают о том, как происходило становление индустриального общества в России, социально-экономическом развитии и особенностях промышленного переворота. Изучаются главные политические, экономические и социальные преобразования, их причины, цели и противоречия. Затем рассматривается процесс развития общественной мысли: формирование государственной идеологии, появление либеральных идеологических доктрин о судьбах России, истоки российского революционного радикализма. Важное место отводится рассмотрению основных направлений внешней политики, становлению России в качестве великой мировой державы, определяющей вектор международных взаимоотношений после Наполеоновских войн. Изучается влияние на наше международное положение восточного вопроса, основные события Крымской войны. Заканчивает изучение раздела характеристика культурного развития страны в XIX веке, а также духовных идеалов и повседневной жизни сословий.

Всеобщая история.

Знакомство с мировой историей начинается с рассмотрения древнейшего этапа в развитии человечества. Учащиеся знакомятся с современными концепциями происхождения человека и общества, тем, как происходило расселение древнейшего человечества, складывание родоплеменных отношений. На следующем этапе дети переходят к знакомству с особенностями возникновения и развития древнейших архаичных цивилизаций, государств Древнего Востока, древнегреческой и древнеримской историей и наследием. Помимо этого изучается зарождение исламской цивилизации, характерные особенности социального и культурного устройства арабского и тюркского общества.

Следующий раздел посвящен анализу развития средневековых государств. Начинается он с характеристики христианской средневековой цивилизации в Европе, формирования западно- и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Анализируется воздействие Византийской империи на социальные, культурные и политические процессы.

Затем учащиеся концентрируются на понимании сущности феодализма, как системы социальной организации и властных отношений, процессе возникновения централизованных государств, вкладе средневековой культуры в развитие философии и искусства. Также необходимо уяснить строение западных и восточных традиционных обществ, разобраться с особенностями социальной структуры, трансформацией экономической и политической жизни. Заканчивает изучение раздела анализ причин и последствий глубоко всеохватывающего кризиса европейского традиционного общества во всех сферах общественной жизни, а также существующие предпосылки для модернизации.

Новое время: эпоха модернизации

Новое время характеризуется качественно иным уровнем развития общества. Знакомство с этой эпохой школьники начинают с осмысления причин последовавших перемен в экономике (эволюция капитализма, Великие географические открытия), в социальном и политическом устройстве (появление и начало утверждения идей правового государства и гражданского общества, эволюция социально-общественной структуры общества), в культурной сфере (Реформация, формирование новых этических принципов и Ренессанс в сфере искусства). Следом за этим учащиеся обращаются к истории развития ведущих европейских держав, на их примере выделяют основные, характерные для этого процесса тенденции, а именно формирование абсолютизма, развитие демократических начал (становление республики в Голландии, парламентаризм в Англии), реформирование абсолютизма за счет внедрения идей Просвещения.

Особенное место в истории нового времени по праву принадлежит промышленной революции, поскольку благодаря ее плодам облик европейского континента в считанные десятилетия преобразился и большинство мировых экономик перестроилось на совершено иной, индустриальный способ производства. Учащиеся проходят основные технические достижения, позволившие перейти к индустриальному способу производства, характерные особенности промышленного переворота В Англии, Германии, Франции, США, те изменения, которые он привнес в общественную организацию: урбанизация, изменение социальной структуры общества, появление новых ценностей (индивидуализм, рационализация).

Новое время и новая экономика повлекли за собой появление наднациональных процессов: складывание колониальных империй, формирование мировой экономики. Начинается активное наступление на традиционные общества Азии и Африки, прикрывающееся необходимостью оказания помощи отсталым народам, по сути представляющее не что иное, как колониальную агрессию, стремление разбогатеть за счет менее развитых государств. Ученики рассматривают особенности развития древних государств Востока в условиях усилившейся экспансии Европы, поиск путей выхода из сложившейся ситуации.

Изучение истории нового времени продолжается рассмотрением революций и войн XVIII — XIX веков и их роли в историческом процессе (революции во Франции, война за независимость в США). Благодаря стремлению народных масс к более справедливому общественному устройству происходит утверждение элементов гражданского общества и представительной демократии.

Заканчивает изучение раздела рассмотрение особенностей культурных и идеологических процессов, свойственных для ведущих стран нового времени. Школьники проходят здесь основные идеи просветителей, изменения во взглядах либералов и консерваторов, появление социалистических учений.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *