Индуизм в Индии

Средневековый индуизм сложился в результате: 1) философского развития ведических представлений, их усложнения, перехода от обожествления явлений к культам понятий; 2) втягивания, «обволакивания» местных языческих культов. Создалась религия, отвечающая социальному строю и политическому положению, описанным выше, — разнообразная, состоящая из мастей, абсолютно друг с другом несогласуемых и как бы не составляющих целого, но тем не менее эмпирически довольно легко отделяемая от любой другой. «Эта религия, — писал К. Маркс, — одновременно является религией чувственных излишеств и религией умерщвляющего плоть аскетизма, религией Лингама и религией Джаггернаута, религией монаха и религией баядерки» (т. 9, с. 130—131).

Многобожие является одной из самых характерных черт индуизма — количество входящих в него культов не поддается исчислению. В то же время эту религию нельзя назвать типично политеистической. Для каждого индуса его личный бог — в центре мироздания, остальные оказываются второстепенными. Таким путем преодолевается дихотомия многобожие — единобожие и облегчается существование вполне монотеистических взглядов внутри индуизма. В новое время эта заложенная в индуизме черта помогла начать борьбу за реформацию индуизма.

Части индуизма и входящие в него культы олицетворяются группами людей, но это не секты в точном значении этого слова. Нет ортодоксального индуизма, поэтому нет и сектантства как уклонения от ортодоксии.

Широко признано, что все индусы делятся на два больших направления — шиваитов и вишнуитов, однако границу между ними провести не всегда Удается. Кроме того, имеются течения бхакти — шиваистские и вишнуитские, которые имеют больше точек соприкосновения друг с другом, чем с остальными культами соответствующих направлений. Наконец, тантризм, эзотерическое направление, связанное с оргиастичной практикой, тоже считается частью индуизма.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *