История создания мультфильмов

История создания мультфильмов. От примитивных движущихся картинок до наших дней

А вы знаете, что предки современных мультфильмов появились задолго до того как Огюст и Луи Люмьеры сняли «Прибытие поезда»? И речь вовсе не о скромных попытках древних людей передать движение при помощи наскальной живописи, а о настоящем «волшебстве», заставляющем картинки «оживать». К примеру, Жозефу Плато уже в тридцатых годах девятнадцатого столетия удалось создать первый фенакистископ – приспособление из рисунков на движущемся диске, при взгляде на которые создавалась иллюзия перемещения статических объектов.

Позже его изобретение удалось усовершенствовать Симону фон Штампферу, а затем и Эдварду Мейбриджу. Так что, по сути, кинематограф смело можно считать младшим братом мультипликации. Но обо всем по порядку.

Зарождение мультипликации

История создания мультфильмов начинается с Плато, который изобрел анортоскоп в 1828 году, а четыре года спустя усовершенствовал его до фенакистископа. Доработанное изобретение успешно выпускалось в Лондоне и Париже в промышленных масштабах. Оба устройства, предназначенные для демонстрации движущихся рисунков, в последующие несколько лет усердно дорабатывались Уильямом Хорнером, бароном фон Ухациусом (первым спроецировал изображения на экран), Луи Жюлем Дюбоском и другими учеными, оптиками и фотографами.

Однако отцом современной мультипликации стал Эмиль Рейно, изобретатель и художник из Франции. Тридцатого августа 1877 года он запатентовал праксиноскоп – устройство, транслирующее с помощью специального фонаря последовательность изображений на небольшой экран. Далее французский оптик на протяжении долгих лет переделывал и совершенствовал свое изобретение. Итогом его работы является демонстрация «Светящихся пантомим» в парижском музее восковых фигур Гревен. Премьера небольших анимационных роликов состоялась двадцать восьмого октября 1892 года. И именно эта дата вошла в историю, как день рождения рисованной мультипликации.

Рейно продолжал выпускать небольшие рисованные сценки и радовать благодарную публику. А потомки оценили его труды – в честь дебютного показа «Светящихся пантомим» с 2002 года двадцать восьмого октября отмечается Международный день анимации.

На заре нового столетия

На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков Джеймсом Стюартом Блэктоном и его товарищем Альбертом Э. Смитом был снят первый кукольный мультфильм «Цирк лилипутов». Чуть позже Блэктон уже самостоятельно выпускает «Очарованный рисунок», наглядно демонстрирующий всю прелесть покадровой съемки без промежуточных фраз. Приблизительно в то же время Артур Мельбурн-Купер снимает один из первых рекламных анимационных роликов – Matches: An Appeal.

Благодаря бурному развитию кинематографа (совершенствованию пленки, камер, проекторов и другого оборудования) небывалых высот достигает и мультипликация. Блэктон вместе со Смитом и Роком основывает американскую студия Vitagraph. Компания занимается выпуском полнометражных фильмов и параллельно распространяет мультики, снятые на кинопленку. Одним из первых среди них становятся «Смешные лица», продемонстрированные публике в 1906 году.

Пару лет спустя на экраны выходит «Фантасмагория», созданная французским карикатуристом Эмилем Колем. Первый мультфильм, созданный в Европе, поражает весь мир качеством прорисовки, продуманным сюжетом и наличием характера у главного героя по имени Фантош.

Не слишком от своих зарубежных коллег отставали и российские умельцы. В 1910 году Владислав Старевич демонстрирует всему миру «Прекрасную Люканиду, или Войну усачей с рогачами», которая стала первой полноценной объемной лентой в истории анимации. Спустя пару лет он представил зрителям «Стрекозу и муравья». Экранизация известной басни Крылова была очень хорошо воспринята и критиками, и обычной публикой.

От Герти до заговорившего Микки

С началом Первой Мировой войны в Европе и Российской империи было не до работы над новыми шедеврами. Тем временем в Новом Свете продолжается бурное развитие мультипликации. В ноябре 1917 года в Аргентине состоялась премьера шестидесяти девятиминутного «Апостола» Квирини Кристиани. Его принято считать первым полнометражным мультиком.

А в Соединенных Штатах начиная с 1911 года, активно покоряет мир анимации карикатурист Уинзор Маккей. Он выпускает несколько короткометражных картин по своим же комиксам. Самые известные из них – «Сны любителя гренок» и «Маленький Немо». Также Маккей создает целый цикл мультфильмов о динозаврихе по имени Герти, которая впоследствии стала настоящим героем для целого поколения.

В 1923 году случилось следующее знаковое событие в мультипликации. После переезда в Лос-Анджелес Уолт и Рой Диснеи создают анимационную студию The Walt Disney Company. В первый день весны 1924 года они представили на суд зрителей свою дебютную работу – «День Алисы у моря», созданную по мотивам произведений Кэррола. А пять лет спустя один из художников компании, Аб Айверкс, подарит миру Микки Мауса, который остается популярным и по сей день. Именно этот персонаж стал героем «Пароходика Вилли», дебютного звукового мультика студии. А говорил на тот момент Микки голосом самого Уолта Диснея.

Тридцатые годы прошлого века

Тридцатые годы становятся для мультипликации золотым временем. Продолжающий работать в Аргентине Кристиани радует публику первым звуковым «полным метром» под названием «Peludopolis». Старевичу удается снять «Рейнеке Лис». Эта работа становится первым кукольным полнометражным мультиком.

В 1932 году студия Уолта Диснея выпускает «Цветы и деревья». Короткометражка производит настоящий фурор. Ведь впервые в мире нарисованное изображение заиграло всеми цветами радуги. Практически в то же время американские киноакадемики начинают присуждать награды анимированным картинам. И золотую статуэтку как раз и получают «Цветы и деревья». В отличие от небольших по продолжительности картин, номинировать на «Оскар» полнометражные мультфильмы начнут только в 2001 году. Но об этом позже.

В 1936 году в СССР появляется «Союзмультфильм». Студия, отметившая недавно свое восьмидесятилетие и существующая до сих пор, подарила миру более полутора тысяч лент, которые в общей сложности собрали четыреста с лишним наград и призов на международных фестивалях. Среди творений «Союзмультфильма» такие шедевры, как «Конек-Горбунок», «Двенадцать месяцев», «Маугли», «Малыш и Карлсон», «Бременские музыканты», «Ежик в тумане», «Ну, погоди!» и «Винни-Пух».

Окончательный переход к цвету

В конце тридцатых годов студия Диснея выпускает «Старую мельницу» (в работе впервые используется камера, позволяющая передать глубокую перспективу) и свою дебютную полнометражку «Белоснежка и семь гномов». Тремя годами позже У. Ханна и Д. Барбера представляют сериал «Том и Джерри». Забавные приключения неудачливого кота и его извечного соперника мышонка до сих пор с удовольствием смотрят и дети, и взрослые.

Это время в развитии мультипликации характеризуются окончательным переходом к цветной картинке. А уже к концу сороковых годов анимация добирается и до телевидения. Мультипликационные сериалы становятся все популярнее у зрителей всех возрастов, а рекламщики не брезгуют привлекать именитых художников к созданию роликов известных брендов.

Что дальше?

В пятидесятые годы прошлого столетия анимация развивается семимильными шагами. Причем не только в Голливуде, но и далеко за его пределами. В 1952 году Поль Гримо представляет «Пастушку и Трубочиста», первый полнометражный французский мультик. Чуть позже на весь мир прославилась «Загребская школа» аниматоров, история которой начинается с короткометражки «Веселый робот» Душана Вукотича.

В 1958 году в Японии благодаря Осаме Тэдзуки и его коллегам зарождается аниме. Это направление быстро становится популярным благодаря необычной технике рисования, основанной на традиционных азиатских комиксах – манге. Еще одна из ключевых особенностей аниме – это создание мультфильмов для самой разной целевой аудитории, начиная от детей дошкольного возраста и заканчивая взрослыми. Многие знаменитые на весь мир аниме-сериалы и в наше время имеют ограничение «18+». А некоторые культовые японские мультипликаторы, к примеру, Хаяо Миядзаки, большинство своих творений снимают для зрителей всех возрастов.

К девяностым годам на телевидение попадает все больше рисованных сериалов, которые впоследствии станут культовыми. Один из самых знаковых подобных произведений стали «Симпсоны», которые транслируются до сих пор. А «Утиные истории», «Чип и Дейл…» и десятки других диснеевских проектов навсегда останутся в памяти детишек.

Pixar и эра трехмерной анимации

Ближе к концу двадцатого века в развитии мультипликации происходит еще несколько знаковых событий. В 1986 году основатель Apple Стив Джобс решает выкупить у легендарного творца «Звездных войн» небольшую студию под названием Pixar. Практически никому не известная компания на тот момент занималась созданием короткометражных мультфильмов. Но вот только технологии, внедряемые «пиксаровцами» позволяли делать настоящие шедевры не при помощи нарисованных эскизов или кукол, а благодаря трехмерным моделям.

В 1995 году студия представила свою дебютную полнометражную работу – «Историю игрушек». Выполненный необычным способом мультик с оригинальным сюжетом и нестандартной подачей стал настоящей сенсацией. Это не только первая полнометражка, целиком смоделированная на компьютерах, но и настоящий прорыв в развитии технологий. «История игрушек» собрала более трехсот семидесяти миллионов в прокате и стала самой кассовой лентой года.

Выход на большой экран последующих творений Pixar (особенно «Корпорации монстров» и «В поисках Немо») только подтвердил догадки Стива Джобса. Началась новая эпоха в истории мультипликации. Время, в которое трехмерные технологии достигли такого уровня, что им под силу конкурировать с самыми лучшими рисованными и кукольными картинами. На данный момент студия принадлежит Walt Disney Pictures и выпустила семнадцать полнометражных мультфильмов, собравших в прокате в общей сложности более десяти с половиной миллиардов долларов.

Таким успехом компания Pixar обязана не только передовым технологиям и ультрасовременной графике, но и необычным подходом к реализации своих проектов. Сотрудники компании были одними из первых, кто отказался от классической «диснеевской» формулы успеха – использования большого количества песен, никаких историй любви и мечтаний главных персонажей, а также никаких «счастливых деревень». И, пойдя по своему пути, работники студии, в числе которых такие культовые личности, как Джон Лассетер, Эд Кэтмелл, Брэд Берд, Пит Доктер и Эндрю Стэнтон, сумели стать иконами для миллионов зрителей.

Наши дни

В двадцать первом веке мультипликация продолжает развиваться в самых разных направлениях. Пока Pixar продолжает продвигать трехмерную анимацию, конкурируя с Dreamworks, подарившей зрителям «Шрека», «Кунг-фу панду» и «Мадагаскар», широкое распространение продолжают получать и другие школы и направления.

На весь мир, во многом благодаря творениям Хаяо Миядзаки и Макото Синкая, известно аниме. Объемную анимацию (симбиоз пластилиновой и 3D) продвигают британцы из Aardman Animations, творцы «Уоллеса и Громита», «Побега из курятника» и «Барашка Шона». А французы тем временем создают рисованные шедевры вроде «Трио из Бельвиля».

В 2002 году Американская академия киноискусства, наконец-то, созрела и стала ежегодно вручать «Оскара» полнометражным мультфильмам. Причем, в зависимости от общего количества выпущенных анимационных картин зависит и число номинантов – оно колеблется от трех до пяти. И за последние пятнадцать лет в число претендентов на золотую статуэтку попало двадцать девять компьютерных, семнадцать рисованных и восемь кукольных лент.

Лидером по количеству «Оскаров» пока что остается Pixar. Работы студии номинировались девять раз и восемь из них удостаивались престижной награды. Но кто знает, вдруг совсем скоро новые талантливые аниматоры сумеют побить этот рекорд? В любом случае, зрителей ждет еще множество красочных и интересных мультфильмов!

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *