Пакистан в 1940-ых годах

В результате в Британской Индии развернулось мусульманское религиозно-общинное движение, которое возглавила партия Мусульманская лига. На состоявшемся 22—24 марта 1940 г. в г. Лахоре съезде этой партии была принята резолюция, требовавшая создать в северной части британской колониальной империи, в Индии, два государства на территориях, где мусульмане составляют большинство населения: одно — на Северо-Западе в составе Пенджаба, Синда, Северо-Западной пограничной провинции вместе с полосой племен и Белуджистана, второе — на Северо-Востоке из Бенгалии и Ассама. 8 апреля 1946 г. на конференции мусульман-парламентариев была принята резолюция о создании единого независимого мусульманского государства Пакистан («Страна чистых»). Для теоретического обоснования раздела Британской Индии по религиозно-общинному принципу и образования Пакистана была использована так называемая «теория двух наций». Согласно ей, основная часть населения бывшей Британской Индии, независимо от языка, особенностей культуры, занимаемой территории, экономических связей, состоит лишь из двух наций — .индусской и мусульманской.

В различных районах Индии под эгидой мусульманской буржуазии развернулось широкое и разнородное по составу участников движение за раздел страны на религиозно-общинной основе. Оно развивалось одновременно с индийским национально-освободительным движением и при всей внутренней противоречивости во многом переплеталось с последним.

В августе 1947 г. на месте британской колониальной империи в Индии возникли два государства — Индия и Пакистан, которые получили статус доминионов. В состав Пакистана вошли Западный Пенджаб, Синд, Северо-Западная Пограничная провинция и Белуджистан, составившие западную часть Пакистана, восточную его часть образовала Восточная Бенгалия.

Раздел 1947 г. пагубно отразился на исторически сложившихся экономических и культурных связях вошедших в состав Пакистана районов, привел к расчленению таких крупных наций, как бенгальцы и панджабцы, сопровождался спровоциро-I ванными империалистической агентурой и внутренней реакцией кровавыми столкновениями, индусско-мусульманскими погромами, гибелью сотен тысяч людей, разрушениями материальных ценностей, вызвал крупнейшую в мировой истории миграцию населения — миллионов индусов из Пакистана в Индию и мусульман — в обратном направлении. Наконец, образование Пакистана в результате раздела Индии на религиозно-общинной основе добавило к множеству проблем, которые он должен был решать, как и другие бывшие колониальные страны, после завоевания независимости, ряд проблем особых и трудноразрешимых. Из них необходимо отметить три. Во-первых, в состав этого государства вошли два изолированные друг от друга региона Западного и Восточного Пакистана, которые разделяли 1,6 тыс. км индийской территории. Отсюда — большие трудности в управлении таким государством, в его экономическом и культурном развитии, в налаживании связей между его частями и т. д. Во-вторых, особую остроту приобрел в Пакистане национальный вопрос. Официальная установка, что все пакистанцы — одна нация, вытекающая из «теории двух наций», не соответствовала реалиям жизни. Она оказалась удобной для захватившего экономическое и политическое господство в Пакистане блока пенджабских буржуазно-помещичьих группировок и переселившейся сюда в связи с разделом 1947 г. инонациональной, в первую очередь гуджаратской по происхождению, крупной буржуазии. Но чем дальше, тем больше она способствовала росту межнациональных противоречий, обострению борьбы за власть, за кусок «государственного пирога» между различными национальными буржуазно-помещичьими группировками, а главное — недовольству широких народных масс различных национальных районов Пакистана. В-третьих, раздел 1947 г. и его последствия осложнили взаимоотношения между Индией и Пакистаном. За годы независимости между Пакистаном и Индией трижды вспыхивали вооруженные конфликты (в 1947—1949, 1965 и 1971 гг.). Именно позиция правящих кругов Пакистана в комплексе индо-пакистанских проблем в первую очередь побудила их в 1954 г. заключить военный союз с США (соглашение 1954 г. «О взаимном обеспечении безопасности») и вступить в военные блоки СЕАТО (в 1954 г.) и Багдадский пакт (1955 г., с 1959 г.—СЕНТО).

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *