Развития Афганистана

Важнейшей особенностью развития Афганистана с середины 50-х годов явилось вмешательство государства в сферу экономики. Политика «руководимой экономики и планирования», а затем «смешанной и руководимой экономики» предусматривала содействие эволюции по капиталистическому пути при усилении участия и контроля государства в важнейших сферах производства и одновременном стремлении сохранить в неприкосновенности систему отживших социальных и политических институтов, приспособив их к требованиям капиталистического развития. Естественно, что в условиях такой страны, как Афганистан, где свыше 70% ВВП приходилось на долю сельского хозяйства и кустарно-ремесленного производства, эти меры не могли быть эффективными без решения основного вопроса — изменения форм собственности на землю и соответственно общественных отношений в деревне. Серьезные задачи перед правящими кругами ставили появление тенденций к формированию пролетариата как самостоятельного класса, возникновение противоречий между трудом и капиталом, а также увеличение армии безработных в обстановке аграрного перенаселения.

Государственно-капиталистические мероприятия в сочетании с лозунгами надклассового единства не могли значительно расширить социальную базу монархического режима за счет заинтересованных в модернизации общественной жизни социальных слоев, так как последние не имели законодательно оформленных прав для участия в государственном управлении и политической жизни в целом).

Принятие в 1964 г. новой конституции в определенной мере было вызвано признанием необходимости привести систему государственного управления хотя бы в некоторое соответствие с условиями, сложившимися в результате выхода на общественную арену новых классовых сил.

Внешнеполитическая концепция Афганистана, объявившего в 1955 г. своим курсом позитивный нейтралитет и неприсоединение, отражала определенные потребности отсталой страны, находившейся в системе капиталистического хозяйства, остро нуждавшейся в экономической помощи, стремящейся к укреплению суверенитета, ликвидации последствий своего полуколониального положения. Естественным проявлением такой концепции явилось отношение Афганистана к международным проблемам в области политики, экономики, права. Сотрудничая с 1955 г. в движении неприсоединения, Афганистан выступал с антиколониалистских позиций по многим проблемам современности. Решающее, значение для проведения такого курса имели советско-афганские дружественные отношения: равноправные политические отношения; взаимовыгодная торговля и технико-экономическое сотрудничество, позволявшие предотвратить наиболее опасные д#я страны последствия использования «помощи» империалистических держав.

Годы после принятия конституции характеризовались весьма динамичным развитием политической борьбы, основным содержанием которой стал вопрос не только о формах и масштабах преобразований, но и о путях развития страны. И если по-мещичье-буржуазный блок и либерально-монархические элементы из высшей бюрократии считали необходимыми лишь умеренные реформы, а крайне правые феодалы, клерикальные группировки выступали за сохранение старых порядков, то леворадикальная интеллигенция, составившая в 1965 г. ядро первой в истории Афганистана организованной прогрессивной группировки, принявшей форму политической партии — Народно-демократической партии Афганистана (НДПА), открыто заявила о том, что избавить страну от нищеты и отсталости может только коренная перестройка общества — некапиталистическое развитие. С этой целью НДПА выступила за создание национального фронта всех прогрессивных патриотических сил и их организаций, а затем передачу власти национально-демократическому правительству, действующему в интересах широких народных масс, включая мелкую и среднюю национальную буржуазию.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *