Всемирная история по классам начиная с 5 по 11 класс

Всемирная историяТакой предмет, как история, делится в программе учебных заведений на два блока: всемирная и история России, которую начинают изучать в 6 классе. Начиная с самого раннего периода в жизни нашей планеты, ученики постепенно продвигаются по лучу времени. И к концу 11 класса будут иметь полное представление о самых крупных событиях, фактах, которые происходили в период существования человечества. Итак, предлагаю начать конкретно с курса всемирной истории человечества.

Всемирная история 5 класс

Учебник начинается с введения о том, откуда мы настолько подробно знаем о наших предках. Говорится об археологии, какое значение имеют раскопки.

Далее даются такие понятия, как тысячелетие, век, год, счет лет. Изучается хронология. Проводится пару уроков на умение правильно определять век, в котором находится год (например, ученикам говорят 1475 год, а они должны ответить, что он находится в 15 веке).

Потом начинается разговор о первобытном обществе. Затрагиваются изменения в строении человека, его эволюция. Обсуждаются старейшие места проживания людей, их переселение в дальнейшем, их быт. Учащиеся читают о переходе из собирательства к домашнему хозяйству: земледелию и скотоводству. Ученики узнают о том, что такое общины, их взаимодействие (например, обмен производственными продуктами). Речь заходит и о первых ремесленниках, которые изготавливали необходимые для проживания орудия труда. Немаловажной в этих главах является и тема культуры первобытных людей. Делается акцент на понимании мира нашими предками и зарождении искусства.

Происходит перемещение по временной шкале. Объясняется тема образования первых крупнейших государств. Сюда входит и Древний Египет. Одно из самых развитых государств Древнего мира. Программа предполагает длительное прохождение Древнего Египта. Детям рассказывают о фараонах, жрецах и религии египтян. Обсуждаются и мифы о богах. Рассматриваются пирамиды, храмы и жилища жителей. Отдельной главой ведется повествование о рабах в Древнем Египте, быту простых египтян, возникновении письменности и школах.

В следующих главах рассказывается о государствах, которые образовались в период существования Древнего Египта. Это государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Затем отдельно говорится о Древней Индии и Китае. Обсуждаются правители, религиозные верования и занятия жителей. Отдельный параграф выделен под рассказ о Великой Китайской стене. Потом обсуждается культурное наследие, оставленное этими государствами своим будущим поколениям.

Далее продолжается путешествие во времени и ученики уже во времена существования Древней Греции. Идет сказ о древнейших государствах (Крит, Микены). Говорится о греко — персидских и пенелопских войнах (между Спартой и Римом). Рассказывается про рабов и свободных людей, их отношения. Откуда появлялись рабы. Уделяется внимание и великим писателям, ученым. Ученики узнают о древнегреческой мифологии, легендах. Немало уроков выделено под Олимпийские игры, образование и культуру государств.

Дальше идет рассказ о крупнейшей империи, которая возникла еще до нашей эры. О Римской Империи. Начиная с легенд о создании Рима и заканчивая падением империи, ученики узнают о культуре римлян, установлении императорской власти, рабах и их повелителях. О то, какие восстания рабов подавлялись. Особенно ярко отображается восстание Спартака. Говорится и о религиозных верованиях римлян, их работе. Какие последствия повлекли за собой войны с Древним Римом для него самого и государств, которые соперничали с ним. Заканчивается 5 класс разговором о расколе Римской Империи, а потом и о ее падении.

Всемирная история 6 класс

Шестиклассники на протяжении всего года будут узнавать что-то новое о таком периоде в истории, как Средние века. Поэтому и во вступлении заходит речь о понятии «средние века», их хронологических рамках, людях, которые жили в этот промежуток времени.

Первые параграфы ведут рассказ о том, на чем ученики остановились изучать историю в 5 классе. А точнее, на великом переселении народов, последствиях этого события в мире. Например, об образовании варварских королевств и о переменившимся населении Европы. Подробно рассказывается и о роли христианства в раннем средневековье, христианизации Европы.

Отдельно выделены параграфы на тему образования государств (западной Европы и славян). Рассказывается о просветителях славян: Кирилле и Мефодии.

Вторая часть учебника полностью посвящена повествованию о средневековом европейском обществе. О сословиях, на которые оно разделилось. О феодализме, светской и духовной власти, их различиях и сходствах. Уделяется внимание расколу христианства на православное и католическое, влиянию Римско – католической церкви в Европе.

Также есть параграфы, которые описывают жизнь и быт обычных средневековых людей, рыцарстве (образ жизни, ценности, правила поведения). Рассказывается о разделении жителей государства на горожан и крестьян. Происходит сравнение одного сословия с другим, выясняются схожие и различные черты.

Более подробно, чем в начале года о феодальной структуре: вассалах и сеньорах, феодальных зависимостях и землевладениях. Подводится итог о влиянии такого устройства на общество. Некоторые учителя проводят параллели с современным обществом, сравнивая между собой эти системы.

В стороне от европейских государств находились арабские страны. В них не было рыцарства, да и образ жизни отличался от жителей Европы. Другая была и религия. Именно поэтому возникли крестовые походы, о значении которых также будет упомянуто. Отдельно говорится о Византии, ее распаде и об образовании и расцвете Османской империи. Из-за различий с Европой выделяются параграфы на описание хозяйства и быта жителей, государственного строя и религии (ислама).

Потом рассказ учебника переносится в ту часть земного света, которую уже затрагивал курс истории 6 класса. Это страны Азии. К ним добавились ещё и цивилизации из Америки. Например, Майя, атцеки и инки. О них опять же говорится всё в трех пунктах: верования, особенности хозяйственной жизни и государственных системах. А про страны Азии ведется повествование, которое продолжает сказанное ранее, продвигает по временной шкале событий вперед. Говорится о прогрессе государств с того момента, как о них сказали на один класс ранее.

Следом сообщается информация о государствах Европы в 14-15 веках. Упор делается на Англию, Францию, Германию и события, которые происходили в этих странах и между ними (Столетняя война, борьба Жанна д’Арк, война Алой и Белой розы, крестьянские и городские восстания). Отдельной главой из учебника объявляется о кризисе католической церкви, ослаблении ее влияния и действиях пап.

Завершает учебник диалог о том, какое культурное достояние принесла нам такая эпоха, как средневековье. Рассматриваются сферы музыки, архитектуры, науки и литературы. Приводятся факты о самых громких открытиях и произведениях искусства, о которых знает каждый до сих пор.

Всемирная история 7 класс

Вступление рассказывает о хронологических рамках эпохи Нового времени. О переменах, которые ждали общество (глобально) и великих открытиях новых земель, главных событиях эпохи. Учебник предлагает окунуться в мир великих путешественников и географических открытий.

Первый блок учебника как раз рассказывает истории великих первооткрывателей. Например, про ошибку Колумба, которая принесла ему известность. Магеллана, первого человека, чья экспедиция совершила кругосветное путешествие (сам он был убит во время странствий по планете). Подводится итог: образование первых колониальных государств, появление новых земель (Америка) и торговых путей (из Европы в Индию, открыл М. Поло). Уничтожение коренного населения, например, экспедиция Э. Кортеса в Южную Америку. Те жители, которые не погибли, были порабощены, а их земли захвачены. Есть в пособии также и тема пиратства. Обсуждаются мотивы пиратов, добыча и законы их «общества».

Наступает эпоха Возрождения. В школьной программе она также присутствует. В классе обсуждаются такие события, как: идеальный духовный мир человека и его физическая форма, искусство Ренессанса, популярность гуманизма и переворот во взглядах на природу. Рассказывается о великих изобретателях, ученых (которых не любила католическая церковь, упрекала их в неверии в Бога). О знаменитых и по сей день поэтов, художников, писателей. Произносятся такие известные имена, как: В. Шекспир, Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей и множество других всем знакомых личностях. Подробно рассматриваются их вклад в ту область, в которой они развивали общество того времени.

Затем заходит речь о начале процесса модернизации в европейских странах в 16-17 веках. О появлении буржуазии, фабрик и наемных рабочих. О новом перераспределении на классы в обществе Нового времени. О совершенствовании технологий, которые нуждались в доработке, открытии новых, более простых методов, получения какого-либо товара. Вследствие всех этих событий образуются торговые компании, в состав которых нередко входят и несколько заводов.

Потом говорится об установлении абсолютизма в государствах, великих правителях Франции и Англии, парламенте и вообще в целом о новой системе управления страной. В то же время на религиозной почве возникают войны. Люди становятся недовольны влиянием церкви. Возникает Протестантизм (М. Лютер). Большим объемом отличается тематика войн в эти года. Например, тридцатилетняя война между Англией и Францией, которая считается одной из крупнейших в этой эпохе.

Мир затрагивают первые буржуазные революции. Отклик об этом находится и в параграфах учебника школьников. Рассказывается о судьбе превращения крупных государств с монархическим образом правления. Об их становлении республиками. Например, Англия (свержение короля, революция, гражданская война).

В тот же момент в культуре расцветает Французское Просвещение. Меняется художественная культура. Изменения происходят во всех сферах искусства. В архитектуре появляются новые стили: барокко, классицизм. Они находят широкое применение по всей Европе в 17 и 18 веке (немного позже и в России, которая немного отставала от темпа развития остальных стран).

Такое крупное событие, как война за независимость в Америке и установление собственной конституции, образование нового государства авторы тоже не могли обойти стороной. Безусловно, называются фамилии Т. Джефферсона, Б. Франклина, Дж. Вашингтона: первых президентов США.

Однако, большую часть истории, опять же, занимают войны. И здесь произошло несколько крупных вооруженных конфликтов. Семилетняя война, завоевание Н. Бонапартом (о жизни которого также рассказано очень подробно) Европы. Подробно рассмотрен героизм и отвага русских воинов, мудрость главнокомандующих и сплоченность народа во время отражения нападения армии Наполеона.

Всемирная история 8 класс

В следующем учебном году ученики продолжают узнавать новые факты, известные имена и события Нового времени. Но речь идет уже об индустриализации общества, прорыве в науке. О том, как люди достигли того, о чем раньше даже не могли мечтать.

В обществе происходит промышленный переворот. Сельское хозяйство уходит на второй план в экономике государства, а на первый выходят фабрики и предприятия. Машиностроение стремительно развиваются. Лидерство по прогрессу захватывается несколькими странами Европы и США. Они составляют мировую элиту, являются поставщиками более мелких или менее развитых государств.

Вместе с развитием экономической сферы общества, не стоит на месте и социальная структура. Возникновение консервативных, либеральных, радикальных политических течений и партий меняет расклады в мировой политике. Теперь обычные граждане могут влиять на развитие страны. Нельзя также не отметить возникновение марксизма. Ведь с возникновением новых течений расширяется и кругозор, а, возможно, и появляется новая стратегия развития государства или же мира.

Повторяется и более подробно раскрывается цель, причины и последствия наполеоновских войн. Рассказывается о решениях, которые были приняты во время Венского конгресса. Образуется священный союз между некоторыми странами.

Далее повествуется о развитии стран в начале 19 века: Германии, Италии, Англии и Франции. Делается акцент на поражении французов во Фканко-прусской войне. На причинах поражения и военной стратегии, которая становится одной из самых востребованных наук в жизни общества к этому моменту.

Потом временная шкала «перематывается» на вторую половину 19 века. Останавливается взгляд авторов все на тех же крупнейших странах Европы. Добавляется Испания. Говорится о создании Британской империи и пути от Австрийской империи к Австро-Венгрии.

На другом континенте, Северной Америке, тоже происходят значительные события. Кроме быстрейшего экономического развития здесь разворачивается одна из самых масштабных войн 19 века между Севером и Югом.

В тот же период в Латинской Америке наступает момент войн за независимость от европейских государств. Какие-то из них были более успешными, какие-то менее, но часть из этих освободительных войн значительно отразилось на судьбе латиноамериканских стран.

Переносимся в Азию, о которой уже говорили в предыдущих классах. Здесь тоже происходят стремительные изменения.

Япония: волна преобразований, реформы. Модернизация общества.

Китай: захват европейскими государствами и последующее разделение страны на сферы влияния.

Индия: традиционное строение общества насильно было разрушено. Великобритания подчинила себе Индию полностью, сделав её своей колонией. Это вызвало шквал освободительных восстаний.

Затем рассказывается о народах Африки, где не происходило существенных изменения, не считая завоевания некоторых стран европейскими государствами, создание новых колоний. Ответом африканцев на такие события послужили выступления против катализаторов.

В последнем параграфе подводится итог о произошедшем, рассказывается о создании военно – политических блоков и отношениях на международной арене.

Всемирная история 9 класс

В этот год всемирная история самая сложная как фактически, так и морально. Ведь именно в этом периоде, за 2 четверти необходимо запомнить огромное количество дат. И морально пережить все тяжести обсуждения войн. Ведь речь пойдет именно о 1 и 2 мировой войне, а также Великой отечественной.

Для начала ученики говорят о положениях, ситуации на Земле до Первой мировой войны. Обсуждают причины, повод к вооруженному конфликту. Выделяется индустриальное строение мира к началу 20 века, рабочие движения и действия политических партий. Также говорится об увеличении противоречий и образовании 2-х коалиций: Тройственного союза и Антанты. О гонке вооружений стран и национальных конфликтах.

Далее идут события Первой Мировой войны, итоги. Задается вопрос: как произошедшие события отразились на экономике, культуре стран. И как они повлияли на социальную среду. Отдельно упоминается о революциях, которые произошли (Революции 1917 года в России, 1918-19 в Германии, 1920 в Китае, гражданская война в Испании).

Потом упоминается о мировом кризисе 30-х годов. О выходе западных стран из критической сложившейся ситуации. И о затем последовавшем военно-политическом кризисе в Европе в 1939.

Затем идет речь о 2 мировой войне. О событиях, фактах, историях реальных людей. О причинах конфликта, участниках, разделении мира на две части. О коренном переломе в ходе происходящего и героизме советских солдат и простых жителей. Заканчивается рассказ о войне капитуляцией Японии, Германии и Италии.

Следующие параграфы опять говорят о влиянии 2 мировой на все сферы общества и мира в целом. Но возникает еще один конфликт: холодная война. Противоборствуют СССР и США. Опять ученики учат даты, например: Карибский кризис, война в Корее и Вьетнаме.

Следом обсуждается тема культуры и политики стран после 60-х годов прошлого века и до сегодняшнего дня. Класс сам дает ответ на вопрос, что же нас ожидает в будущем, отталкиваясь от произошедших событий в последнее время. Ярко выделена тема противостояния и политических отношений в общем двух крупнейших держав: СССР и США.

Всемирная история 10 и 11 класс

В 10 и 11 классе учащиеся уже не затрагивают новые вопросы прошлого. Идет повторение изученного ранее. Класс готовят к экзамену, который с 2018 года станет обязательным (ведь история России – это частичка всемирной истории). Добавляются новые подробности тех событий, о которых уже говорилось раньше. В 10 классе проходится объём до Нового времени, а в 11 то, что ещё не было повторено. Повторение – мать учения, говорит одна поговорка. И это действительно так. То, что было пройдено в 5-9 классе, достаточно трудно не забыть до 11. Но необходимо, чтобы выпускник знал историю четко и сумел бы привести в пример даже факты в какой-то дискуссии. Поэтому здорово, что повторение существует, ведь оно точно освежает память и делает картину более яркой и полной.

Заключение.

В сумме ученикам с 5 по 9 класс выделяют примерно 160 часов учебного времени на изучение всемирной истории. И это не считая запасные, которые обычно также используются учителями на прохождение тем. В итоге выходит кругленькое число 200 (не включая повторения в 10 и 11 классе). Цифра внушительная, но зато поколение знает мировую историю такой, какая она есть. И в полном объёме, с возможностью порассуждать на проблемные вопросы. И это здорово. Надо знать о том, что было в прошлом и не забывать об этом!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector