ХХ век — эпоха великих потрясений (история 9 класс)

ХХ век — эпоха великих потрясений

Изучение истории в девятом классе позволяет ответить на вопрос: каким он был — ХХ век? Временем самых ужасных войн за всю мировую историю? Веком научного прогресса и информационных технологий? Эпохой противостояния двух великих держав: СССР и Америки? Временем появления коммунизма и фашизма — гигантского эксперимента над человечеством, последствия которого мир ощущает до сих пор? Каждый сможет найти ответ на этот вопрос самостоятельно.

Изучаемый материал имеет огромный потенциал для размышлений, позволяет ученику увидеть истоки главных направлений становления современного мира, закладывают основу для понимания того, как он устроен. ХХ век является переломным для человечества. Как по уровню насыщенности различными явлениями, так и по масштабу перемен в народной жизни он не только не уступает, но даже превосходит предыдущие столетия мирового анагенеза.

История России в ХХ веке

Говоря о выделении периодов при прохождении исторического курса в означенную эпоху, следует обратиться к общепринятой в общеобразовательных учебниках периодизации:

  1. Правление последнего российского императора — Николая Александровича Романова (1894-1917).
  2. Великая российская революция (1917-1921).
  3. Строительство советского государства.
  4. Великая Отечественная война.
  5. Послевоенное восстановление государства (1945-1953).
  6. Хрущевская оттепель.
  7. «Эпоха застоя» при Л.И.Брежневе.
  8. Перестройка в Советском Союзе.
  9. Россия в конце XX — начале XXIвека.

Правление последнего российского императора — Николая Александровича Романова (1894-1917).

Изучение первого блока тем начинается, как это принято, с характеристики социально-экономического развития страны в означенный период. Затем следует знакомство с личностью императора, главными направлениями его внутренней и внешнеполитической деятельности. Следом идет изучение русско-японского конфликта, причин его вызвавших, фактологического материала: нападение на Порт-Артур, легендарное потопление крейсера «Варяг», Цусимское сражение. Изучение русско-японского противостояния неотделимо от первой русской революции, поскольку именно позорное поражение в военных действиях с Японией стало одной из ее причин. Здесь ученики знакомятся с такими происшествиями, как: Кровавое воскресение, Манифест 17 октября, одним из итогов которого стало появление долгожданной Государственной Думы, возникновение первых политических партий, третьеиюньская монархия. Закончив данную тему ученики погружаются в экономические реформы, деятельность П.А.Столыпина. Затем переходят к явлению, имевшему катастрофические последствия для нашего Отечества — Первой мировой войне. Изучаются ее причины, основные факты (Великое отступление, Брусиловский прорыв), источники наших неудач и последствия для всего общества. Завершает прохождение раздела знакомство с культурой серебренного века. Деятели науки и искусства той поры оказали неоценимое влияние на становление всей общемировой культуры и прославили наше Отечество далеко за его пределами.

Великая российская революция (1917-1921 гг.).

Данный раздел посвящен драматическим событиям нашей истории, начало которым положила Февральская революция и отречение императора Николая II от престола. Затем дети знакомятся с ходом событий между двух революций — «от февраля к октябрю»: главным итогом которых является укрепление на политической арене позиций большевиков. Следующая тема посвящена изучению хода Октябрьской революции, первым декретам нового правительства. Узнав о том, как власть в нашей стране перешла от Временного правительства к партии большевиков, дети начинают изучать огненные вихри Гражданской войны — противостояние красных и белых, закончившееся установлением новой власти на всей российской территории.

Строительство советского государства.

Этот тематический блок погружает девятиклассников в события 1921-1941 годов. Данный этап очень важен для понимания, поскольку именно в эту пору зарождаются основы будущего советского общества, построенного на командно-административной экономике и репрессиях, как главного способа борьбы с настоящими и мнимыми врагами. Школьники знакомятся с такими понятиями, как: новая экономическая политика (НЭП), продразверстка, продналог, смеховенство, индустриализация, коллективизация, пятилетка, раскулачивание, стахановец, культ личности Сталина. Узнают о том, как возникает советское государство, об основных направлениях внешней политики, о том как к власти приходит Иосиф Виссарионович Сталин.

Великая Отечественная война.

Знакомство с одной из самых драматических страниц нашей истории начинается с характеристики положения накануне войны: советско-финское противостояние, пакт Молотова-Риббентропа. Затем дети узнают о том, как происходило вторжение немецких войск на нашу территорию, их стремительном продвижении вглубь к Москве. Знакомятся с ходом великих сражений: Московская и Сталинградская битва, битва на Курской дуге, переправа через Днепр, «десять сталинских ударов», битва за Берлин. Узнают о героическом подвиге всего народа и ее отдельных представителях: летчиках Гастелло, Маресьеве, Покрышкине, партизанке Зое Космодемьянской и, конечно, легендарном А.А.Матросове, который закрыл своим телом дуло вражеского пулемета, чтобы дать возможность своим товарищам перейти в атаку. Отдельный урок посвящается трудовому подвигу народа, работе ученых на нужды фронта, осмысление вклада религиозных и культурных деятелей в приближение долгожданной победы.

Послевоенное восстановление государства (1945-1953гг.).

Этот небольшой раздел знакомит школьников с еще одним народным подвигом, благодаря которому удалось восстановить разрушенную экономику и отстроить заново города в рекордно короткие сроки. Решающий вклад русского народа в уничтожение фашизма возвел наше Отечество на качественно иной внешнеполитический уровень, что зародило предпосылки для будущего разделения мира на два враждующих лагеря. Ученики знакомятся с событиями, которые повлекли за собой «холодную войну»: речью Черчилля в Фултоне, доктриной Трумэна, созданием ОВД и НАТО, столкновение России и Америки в ходе корейского конфликта, создание ФРГ и ГДР.

Хрущевская оттепель.

Этот блок тем посвящен периоду 1953-1964 гг. В рамках изучения этого периода происходит осмысление основных этапов борьбы за власть после смерти И.В.Сталина и обстоятельств сосредоточения всех рычагов партийной и государственной власти в руках Н.С.Хрущева. Анализируется значение XX съезда ЦК КПСС для смягчения внутриполитического курса, рассматривается реализация экономических реформ под руководством Г.Маленкова, сельскохозяйственная политика Хрущева, а также развитие промышленности. Особого внимания здесь заслуживает развитие культуры, анализ влияния политики «оттепели» на изменения в духовной жизни. Не остается без внимания и внешняя политика России в означенный период, которая осуществлялась в рамках провозглашенной «политики мирного сосуществования». Основными события здесь является политика разоружения, взаимоотношение Советского Союза с соцстранами, знаменитый Карибский кризис.

«Эпоха застоя» при Л.И.Брежневе.

Время нахождения у власти Л.И.Брежнева получило символическое название «застой». Учащиеся получают сведения о причинах такого наименования проводимой политики: укрепление позиций партийно-государственной номенклатуры, повышение влияния органов безопасности, принятие новой Конституции. Затем уделяется время анализу экономических преобразований этого периода: аграрная реформа и ее результаты, реформы в промышленности, научно-технический прогресс. Ряд характерных черт имеет и культура этого периода. В стране провозглашается концепция «развитого социализма», ставшая новой идеологической доктриной, ценности которой должны были провозглашаться в разных произведениях художественной культуры. В результате происходит усиление идеологического давления в литературе и искусстве, появляется диссидентское движение. Завершает изучение раздела внешняя политика. Учащиеся осмысливают ее основные направления: взаимоотношения с западным блоком, участие СССР в совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе, в различных региональных конфликтах, отношения с соцстранами, и конечно же, введение советских войск в Афганистан.

Перестройка в Советском Союзе.

Освоение раздела начинается со знакомства с содержанием реформ политической системы, переходом к многопартийности, провозглашением политики «гласности». Затем дети рассматривают причины и основные происшествия августовского политического кризиса 1991 года и его главное последствие — распад СССР. Следом идет постижение смысла экономических преобразований, программы «500 дней». Во внешней политике провозглашается новое политическое мышление, характеризующееся началом разоружения, отказом от участия России в региональных конфликтах, распадом всей социалистической системы

Россия в конце XX — начале XXI века

Составление представления об исторической эволюции в XX столетии завершается характеристикой главных процессов, происходящих на рубеже веков. Здесь девятиклассники осваивают процесс становления рыночной экономики: «шоковую терапию» Е.Т. Гайдара, приватизацию, а также результаты этих процессов. Затем следует рассмотрение внутриполитических изменений: принятие Конституции в 1993 году и внутриполитический кризис, связанный со спорами, относительно будущего конституционного устройства нашего Отечества. Окончание прохождения программы связано с освоением тем, посвященных внешнеполитическому курсу и культурным преобразованиям.

Новейшая история.

Хронологически курс новейшей истории можно разделить на следующие блоки: мир до и после Первой мировой войны, ведущие страны Запада в 1918-1939 годах, лихолетье Второй мировой, развитие мира и международные отношения в эпоху противостояния Востока и Запада, пути модернизации в Азии, Африке и Латинской Америке.

В ходе освоения первого блока тем девятиклассники анализируют положение апологетов мирового развития в начале века и комплекс противоречий, породивший столь глобальный конфликт. Затем учащиеся осмысливают причины, течение и последствия вооруженного противостояния Антанты и Тройственного союза для всего мира. Следом идет характеристика сложившейся версальско-вашингонской системы, революционные движения в Европе и Азии, противоборство левых и правых сил во внутриполитической жизни.

Вторая часть курса затрагивает ведущие тенденции в развитии государств: мировой экономический кризис, пришедший из США и «новый курс» Ф.Д. Рузвельта; тоталитаризм в Германии и Италии, миллитаризм в Японии; попытки выработки альтернативы фашизму в Англии и Франции, провозглашение пацифизма на международной арене.

Следующая часть тем затрагивает World War II (название в зарубежной историографии). Девятиклассники анализируют истоки, течение, последствия этого вооруженного конфликта для судьб народов мира. Узнают о вторжении Гитлера в Польшу, быстром продвижении немецкий войск вглубь Европы, перебрасывании главных сил на восток против Советского Союза, деятельности антигитлеровских коалиций, вкладе каждого народа в разгром фашистской армии. Окончанием данной темы является размышления об итогах и уроках Второй мировой войны, рассмотрение процесса создания Организации Объединенных Наций.

Последующий тематический блок затрагивает послевоенное устройство, первопричины разделения на мира на два враждующих лагеря. Школьники узнают об учреждении военно-политических блоков (НАТО, ОВД), крушении колониализма, локальных конфликтах и становлении системы международной безопасности. Узнают о том, как развиваются территории, о ведущих экономических и внутриполитических преобразованиях. В частности рассматривается укрепление социально-ориентированных тенденций в западноевропейской и американской рыночной экономике, внутриполитические кризисы в индустриальных странах во второй половине XX века, эволюция политической мысли, долгий путь к демократии в Восточной Европе, интеграционные процессы в западноевропейский и североамериканских государствах, роль СНГ в международном сообществе. Окончанием курса является анализ модернизационных усилий Азии, Африки и Латинской Америки.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *