XX век — время тяжелых испытаний для всего человечества (11 класс)

XX век — время тяжелых испытаний для всего человечества (11 класс)

Новое столетие стало крайне тяжелым временем для нашей Родины. Это время противоречий, тяжелых катаклизмов и утрат, великих достижений и побед нашего многонационального народа. Россия вступала в XX век в составе эшелона великих мировых держав, имея за своими плечами много противоречий и проблем. В 11 классе учащиеся должны понять для себя в чем причины главных общественных изменений, определить роль и место России в мировой истории.

В 11 классе ученики проходят три основных курса: Историю России, Всеобщую историю и историю родного края. Большая часть времени отводится на рассмотрение блока отечественной истории, самая маленькая — истории родного края. Изучение первой части строится на основе общепринятой периодизации: крушение монархии, становление и развитие советского государства, Великая Отечественная война, СССР в 1945-1991 годах, рождение новой России и курс ее развития. Новейшая история имеет в своей основе те же разделительные вехи: индустриальная цивилизация в начале XX века, мир в период между двумя мировыми войнами, Вторая мировая война, мировое развитие во второй половине XX-начале XXI века.

История России в XX веке.

Изучение первого раздела начинается с анализа социально-экономического и политического развития страны в начале столетия. Рассматриваются ее достижения, круг нерешенных проблем, а также чаяния и надежды общества не его преобразование. Затем изучаются основные внешнеполитические события, в первую очередь русско-японская война и ее влияние на Первую революцию. Учащиеся анализируют причины революционных событий, их течение и значение достигнутых преобразований. После этого уделяется внимание экономическому развитию страны, приостановленному вступлением в Первую мировую войну: переселенческая политика П.А.Столыпина, реформы С.Ю.Витте. Завершает изучение раздела участие России в Первой мировой войне и тяготы, обрушившиеся на народ, в связи с необходимостью ее ведения.

Второй блок тем нацелен на рассмотрение одного из самых важных событий в истории нашего государства: Великой российской революции. Строго говоря революций было две: февральская и октябрьская, но историками принято объединять эти два события, отводя февральской — роль начала революции, а октябрьской — ее завершения. Итак, в ходе изучения этого события, школьники анализируют причины роста общественных противоречий, возможные пути выхода правительства из глубокого экономического, внутренне- и внешнеполитического кризиса. Рассматривается нерешительная политика Временного правительства и постепенное сосредоточение властных полномочий в руках большевиков и как итог этого процесса — переход всей власти к РСДРПб. Помимо этого изучаются первые шаги советского государства по наведению порядка в стране, заключение Брестского мира, ставшего одной из причин, развернувшегося гражданского противостояния. Рассмотрев причины, ход событий и последствия Гражданской войны, 11-классники приступают к изучению экономических и политических мер по строительству советского государства. К этой теме относятся следующие события: переход к НЭПу, индустриализация, коллективизация, проведение политики репрессий против мнимых и настоящих врагов социалистического строя, череда признаний существования СССР иностранными государствами, сближение с Германией, советско-финский конфликт. Завершает изучение раздела характеристика культурного развития страны: развитие образования, придание науке политического характера, утверждение социалистического реализма в искусстве, репрессии против инакомыслящих.

Рассматривая историю Великой Отечественной войны школьники подробно останавливаются на ее причинах, трех главных периодах: продвижении фашистских войск вглубь страны, коренном переломе в ходе Сталинградской и Курской битвы, освобождение стран Европы от захватчиков и взятие Берлина. Помимо этого ученики узнают об участии нашей страны в работе конференций стран антигитлеровской коалиции, выдающемся вкладе всего народа в приближении окончательного разгрома врага.

СССР в 1945-1991 годах

Данный период рассматривается в контексте анализа развития страны при трех ее выдающихся лидерах: И. В. Сталине (окончание его правления), Н.С.Хрущеве, Л.И. Брежневе. Изучение ведется по типичной схеме, когда в центре рассмотрения оказываются основные изменения в экономической, внутриполитической, социальной и культурной жизни государства, а также внешняя политика. Окончание правления И.В.Сталина приходится на послевоенное время. Главными событиями здесь являются: восстановление экономики в рекордно короткие сроки, курс на «закручивание гаек», понимание необходимости перемен, новый виток репрессий, появление постановления «О журналах «Звезда» и «Ленинград», спровоцировавшее новый этап идеологического прессинга на деятелей искусства, первые шаги по развязыванию «холодной войны». Хрущевский период отечественной истории характеризуется попытками проведения экономических реформ, смягчением внутриполитического курса как следствие развенчания «культа личности Сталина» на XX съезде ЦК КПСС, успехами в космической отрасли (первый полет человека в космос), усилением внешнеполитических противоречий, достигших своего апогея во время Карибского кризиса. Брежневская эпоха получила в истории образное название «застоя». Связано это с тем, что в политическом аппарате власти установилось засилье старых номенклатурных работников, не допускавших к управлению страной свежие, молодые силы, а следовательно не проводящие значимых преобразований. К основным событиям этой поры относится: начало экономической реформы под руководством А.Н.Косыгина, «Пражская весна», участие руководства страны в работе общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству в Хельсинки, начало афганской войны, Олимпиада в Москве, появление диссидентского движения.

Изучение последнего раздела посвящено событиям «перестройки» и строительству на руинах СССР нового государства — Российской Федерации. В рамках раздела учащиеся анализируют причины распада СССР, демократические преобразования, перевод экономики на рыночные рельсы, политический кризис 1993 года и принятие новой Конституции. Вслед за этим рассматриваются основные тенденции экономической и политической жизни, а также главные направления внешней политики страны.

Новейшая история.

Знакомство учеников с новейшей историей стран в XX веке начинается с обобщенной характеристики положения мира на рубеже столетий. Дается представление об уровне развития государств, научно-техническом прогрессе, индустриализации, империализме, проблемах модернизации. Говорится также о подъеме освободительных движений в «странах третьего мира»: Синьхайской и Мексиканской революции. Следом идет осмысление событий Первой мировой войны: стремление Германии «занять свое место под солнцем» и переделить колониальную карту мира; убийство наследника австро-венгерского престола Франца-Фердинанда, запустившее «снежный ком» объявления войн странами друг другу; военные действия на Западном и Восточном фронте; итоги военного конфликта.

Следующий раздел направлен на изучение событий, характеризующих развитие государств между мировыми войнами. Так, в частности, рассматривается миропорядок, утвержденный версальско-вашингтонской системой, приход к власти в Англии лейбористов, провозглашение в Америке «нового курса» Рузвельта, приход к власти в Германии и Италии фашистских лидеров, освободительное движение в Индии, а также развитие культуры.

Особое внимание отводится изучению событий Второй мировой войны. Учащиеся изучают предпосылки конфликта, периодизацию военных действий и ход основных событий, а также положение в тылу: организация нового порядка на завоеванных территориях, движение Сопротивления. Школьники анализируют вклад в победу основных воюющих стран, итоги войны для всего мира. Затем рассматривается послевоенный этап в развитии государств, восстановление разрушенных экономик, определение судьбы побежденных стран.

Изучение второй половины XX века начинается с характеристики общих тенденций в мировом развитии: темпов экономического роста, явлений, порожденных научно-техническим прогрессом, истоках и характером социальных движений. Затем рассматриваются события, определяющие судьбу ведущих стран. В частности американский путь развития: деятельность руководства США по установлению лидирующих позиций во всех сферах общественной жизни, особенности политической трансформации — смена у власти демократов и республиканцев, рост общественных движений (борьба темнокожих американцев против расовой дискриминации, выступления против войны во Вьетнаме). Затем уделяется внимание политическому развитию западноевропейских стран, здесь также частые кризисы власти приводят к существенным перестановкам сил. Отдельно рассматривается путь к свободе и независимости восточноевропейских государств: восстания в Польше и Венгрии, «Пражская весна», массовое отстранение коммунистических правительств от власти в 1989-1990 годах.

Внутригосударственная политика стран Азии и Африки во второй половине XX века также претерпевает серьезные изменения. Окончание Второй мировой войны вернуло независимость многим государствам этих регионов, а значит им необходимо было выбрать по какому пути развиваться: предпочесть модернизацию или реставрацию. Примечателен пример Ирана, который предпочел собственный путь развития и трансформировался в исламское государство. Отдельно рассматривается эволюция Японии, Китая, Индии, Афганского государства. История стран Латинской Америки в означенный период характеризуется попытками устранить существующие противоречия либо реформами, либо революциями: Кубинская революция, приход к власти в Перу военной хунты во главе с А. Пиночетом.

Завершает изучение курса Всеобщей истории характеристика уровня культурного развития. Лихолетье мировой войны породило новые темы в искусстве, философы и художники стремились передать в своем творчестве ощущение невосполнимости утрат, высшей ценности и одновременной незащищенности человеческой жизни. Появляются новые жанры: экзистенциализм, театр абсурда, неореализм, «антироман», набирают популярность поп-группы. Распространяются такие образчики массовой культуры, как: телевидение, голливудские фильмы, поп-арт. Еще одной характерной тенденцией стало углубление взаимодействия культур народов разных стран и континентов.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *