Загадочный мир древности или история в 5 классе

Загадочный мир древностиЗагадочный мир древности или история в 5 классе

С переходом в среднее звено школы дети знакомятся с множеством новых предметов. В частности они с нетерпением ждут уроков истории и это неспроста. История 5 класса построена на изучении эпохи, полной тайн и загадок — истории Древнего мира. Как были построены египетские пирамиды? Откуда пришли шумеры и где они получили свои знания? Остросюжетные мифы Древней Греции, завоевательные походы Александра Македонского, острая жажда свободы восставших под предводительством Спартака — все это захватывает ум и воображение пятиклассников, возводя исторический предмет в ранг любимых.

В 5 классе на изучение истории отводится 2 часа в неделю, то есть два урока. Среди основных задач, которые ставятся перед учителем, приоритетное значение имеет не только передача знаний, но и формирование представления о закономерностях исторического процесса, воспитание уважения к историческому прошлому всех народов, приобретение навыков оценки и анализа информации.

Что изучает история Древнего Мира?

История Древнего мира изучает создание, становление и развитие основных древних государств, таких как: Египет, Греция, Рим, Индия, Китай, Ассирия и Персия. Она охватывает огромный период времени: появление первобытных людей (около двух миллионов лет назад), создание древнейших государств (5 тысяч лет назад), падение Западной Римской империи в 5 веке нашей эры. Помимо этого, первая вводная часть, рассчитанная на десять уроков (то есть вся первая четверть), знакомит учеников со спецификой исторической науки: особенностями летоисчисления, причинно-следственными связями, имеющимися у любого события, историческими источниками, исторической картой.

Изучение истории Древнего мира строится на прохождении следующих разделов:

  1. Что изучает история?
  2. Жизнь первобытных людей.
  3. Древнейшие государства Азии и Африки — Древний Восток.
  4. Древняя Греция.
  5. Древний Рим.

Второй раздел, посвященный знакомству с первобытными людьми, повествует об образе жизни доисторических жителей, орудиях труда, религиозных верованиях, способах охоты, приручении огня. Затем следует изучение постепенной эволюции древнейшего населения планеты: переход от родовой общины к соседской; появление новых, более продуктивных занятий: земледелия, скотоводства, различных ремесел; совершенствование орудий труда: изобретение лука и стрел, земляного плуга. Люди постепенно научились отливать железные изделия, ткать, изготавливать керамическую посуду. По мере усложнения производственных процессов общество разделяется на богатых и бедных, появляется знать, власть начинают передавать по наследству. Так, постепенно, развитие человеческого общества привело к появлению древних государств, крупные поселения превращались в города, для охраны порядка и имущества знатных понадобились законы и профессиональные войны.




Древний ВостокДревний Восток

Раздел «Древний Восток» посвящен изучению государств, возникших на территории Азии и Африки: Египет, Китай, Индия, Вавилон, Персия, Ассирия, Палестина. Большое количество тем посвящено изучению истории Древнего Египта.

Начиная знакомство с Древним Египтом школьники узнают о географии страны, ее климатических особенностях, о том, какое огромное значение имела для египтян река Нил. Подробно рассматривая труд и быт основных категорий населения: земледельцев, ремесленников, писцов, жрецов и вельмож, ученики получают возможность сравнить уровень жизни богачей и бедняков. Также уделяется внимание египетским завоевательным походам, боевому оснащению войска. Ну и особенно увлекательными бывают уроки, на которых рассматриваются религия и искусство египтян, поскольку египетский пантеон богов полон диковинных “существ”, строительство дворцов и пирамид тоже весьма интересны. Трудно представить сколько средств и сил ушло на возведение таких огромных построек, за неимением специальной техники.

В рамках данного раздела дается блок тем, посвященных становлению и развитию стран Западной Азии. Открывает этот блок изучение истории Древнего Двуречья и, населявшего его народа, шумеров. Пятиклассники изучают природу и географию страны, религию, особый вид письменности — клинопись, научные знания. С течением времени на территории Двуречья выделяется город Вавилон. Пик его могущества приходится на время правления царя Хаммурапи, который вошел в историю тем, что создал свод законов, дошедший до нашего времени в виде столба из черного камня, полностью исписанного загадочными письменами. Вслед за Двуречьем идет история средиземноморской цивилизации — Финикии, прославившейся высоким уровнем развития ремесел, обширной морской торговлей и богатой культурой. Затем пятиклассники знакомятся с древнееврейскими племенами, с их старинными сказаниями, вошедшими в Ветхий Завет: о родоначальниках евреев, о переселении потомков Иакова в Египет, о бегстве евреев с египетской земли под предводительством Моисея, о том, как бог Яхве вручил Моисею заповеди, которые евреи должны были свято соблюдать, а он в свою очередь обещал привести их в благодатную землю — Палестину. Перед учениками разворачиваются картины борьбы евреев за Палестину с местным населением, сказание о Самсоне и Далиле, поединок Давида и Голиафа, правление мудрого царя Соломона. Именно с его царствованием связано появление главной современной святыни иудеев — Стены Плача.

Закончив изучение еврейской истории, ученики приступают к знакомству с весьма воинственным государством — Ассирийской державой. Здесь впервые на вооружение армии поступило железное оружие, стали применять конницу и благодаря этому вели весьма успешные завоевательные войны, покорив большое количество существовавших тогда государств. Однако недолго просуществовало это царство, оно было разгромлено вавилонянами и мидийцами, которые тоже вскоре пали под ударами персов.

Заканчивается раздел изучением истории Индии и Китая. Пятиклассники знакомятся с географическим расположением этих стран, их климатическими особенностями, религиозными верованиями: конфуцианством и буддизмом. Большое внимание уделяется кастовому разделению индийского общества и строительству Великой Китайской стены.




Древняя ГрецияДревняя Греция.

История Древней Греции особо выделяется среди учебного курса, поскольку это государство оказало неоценимое влияние на наш мир. Современные представления о человеке, политике, искусстве, литературе зародились именно здесь. Потому и внимание к изучению истории этой страны особое.

В курсе 5 класса, начиная знакомство с древнегреческой историей, школьники узнают о времени появления этого государства, географическом расположении и влиянии последнего на образ жизни и занятия древних эллинов. Рассматривая мифы о Дедале и Икаре, о Тесее и Минотавре дети узнают об истории Критского царства. Большое внимание уделяется борьбе греческих городов против Трои, об этом рассказывают и древнегреческие мифы, и знаменитая “Илиада” и “Одиссея” Гомера. Спор прекрасных богинь за право обладания “яблоком раздора”, поединок Ахиллеса и Гектора, троянский конь, ахиллесова пята — все это красочно и захватывающе погружает учеников в древнейший период греческой истории. Завершает изучение этого периода древнегреческая религия. Знаменитые олимпийские боги: Аид, Зевс и Прометей: боги — покровители основных занятий: Деметра, Дионис, Гефест; подвиги Геракла — так школьники узнают о попытках древних эллинов объяснить необъяснимое.

После рассмотрения древнейшего периода пятиклассники приступают к изучению более сложного периода: создание полисов и их борьбу с персидским нашествием. Здесь дети знакомятся с устройством греческих городов — государств, борьбой земледельцев за землю и право на участие в управлении государством. Особое значение имеет правление архонта Солона, который своими законами отменил долговое рабство и заложил основы демократии. Большой интерес у учеников вызывает история полиса Спарта: особенности спартанского образа жизни и воспитания удивляют, заставляют спорить и размышлять. Много тем отводится погружению в древнегреческую культуру. Здесь ученики узнают о том, как в древности проходили Олимпийские игры, как обучались в школах и гимназиях дети и взрослые, узнают о древнегреческом театре.

Военная история древних греков также весьма увлекательна, именно ею завершается рассмотрение истории этой страны:

— столкновение греков с персами в V веке до н.э., знаменитая Марафонская битва, Фермопильское и Саламинское сражение, окончившееся победой греков;

— поражение греков в Херонейской битве против македонян в 338 году до н.э.;

— участие греков в десятилетнем походе под предводительством Александра Македонского на Восток.

Древний РимДревний Рим

Последний раздел повествует о древнеримской истории, которая также полна невероятных и увлекательных легенд. Дети узнают об основании Древнего Рима, превращении его в республику, римских захватах городов и областей Италии. Сложность вызывает прохождение темы, посвященной устройству римской республики, поскольку она изобилует множеством незнакомых терминов и большим фактическим материалом.

Затем дети узнают о том, как постепенно Рим становится сильнейшей в Средиземноморье державой, немалую роль при этом сыграли победы Рима в войнах с Карфагеном, предводительствуемым полководцем Ганнибалом. Вслед за Италией и Карфагеном Рим подчинил себе Македонию и Сирию, включив в свой состав огромные территории и превратив покоренное население в рабов. В Риме тяжело жилось не только рабам, но и основной категории жителей — земледельцам. Именно о них и о освободительной борьбе рабов пойдет речь на следующих уроках: Земельный закон братьев Гракхов, восстание Спартака — немало крови пролилось в Древнем Риме за право на свободу и землю.

За гражданскими войнами следует знакомство с одной из самых знаменитых личностей в истории — императором Цезарем. В начале знакомства он, конечно, еще не император, а успешный полководец, однако станет им уже в 49 году до н.э., пробыв в этой должности недолгих пять лет. После его смерти страна превратится в империю, расцвет которой придется на II век нашей эры. Изучение истории Древнего мира заканчивается разделением Римской империи на Восточную и Западную в 395 году и падением последней под ударами германских племен в 476 году.

Благодаря знакомству с древними цивилизациями и государствами школьники понимают, что каждый народ, пусть даже очень маленький, внес свой вклад в развитие человеческой культуры. И независимо от того, на какой земле мы живем, на каком языке разговариваем и как мы выглядим — все мы наследники древних египтян и греков, римлян, евреев и индийцев.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *